Маршрут троллейбуса

Таким образом, расположение трамвайных линий будет преобразовано из радиальной схемы, с пересекающимися в центре города путями, в систему диаметра запад-восток с распределительным кольцом и радиусами, подходящими к нему. В центре города трамвай уступит место троллейбусу. Троллейбус не требует дорогостоящего и громоздкого путевого хозяйства.

Это его большое, но не единственное преимущество перед трамваем, у которого он взял мощный тяговый электродвигатель, систему электрического управления и высоковольтную электроаппаратуру, присоединив к ним ходовую часть, тяговую передачу и часть механизмов управления, заимствованные у автобуса. Для городского хозяйства и его бюджета важно также, что удельная стоимость строительства троллейбусного транспорта (на 1 км сети) в несколько раз меньше, стоимости строительства трамвайного. При двухпроводной системе электропитания троллейбус не оказывает влияния на подземные металлические сооружения и конструкции подземных городских сетей, тогда как трамвай создает пагубные для этих коммуникаций блуждающие токи.

Троллейбус движется бесшумно, не привязан к рельсовому пути, может на несколько метров отклоняться от линий контактных проводов, и это дает ему известную маневренность, позволяет, в частности, подходить к тротуару, благодаря чему пассажирам при входе и выходе в него не приходится пересекать улицу. Первый маршрут троллейбуса был открыт в канун XVIII съезда нашей партии на участке Центральный парк культуры и отдыха имени Горького — Дом Красной армии (сейчас на этом месте памятник вечной славы). Трасса его проходила по площади Тевелева и улице Сумской.

В 1940 г. этот маршрут был продлен к Южному вокзалу; эксплуатировалось в то время 10 троллейбусов, перевозки достигали 9,3 млн. пассажиров.

Полностью разрушенное в период Отечественной войны троллейбусное хозяйство было быстро восстановлено.