Первый проект планировки Харькова

В течение первой половины XIX века были построены еще три железные дороги, проходящие через Харьков: Москва — Севастополь, Харьков — Николаев, Харьков — Балашов. Город стал большим железнодорожным узлом. Несмотря на значительное промышленное и культурное развитие, Харьков вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции оставался городом хаотической застройки и бездорожья (мостовые имелись только на центральных улицах). По степени благоустройства он не выдерживал сравнения даже с другими губернскими городами России.

В книге Д. И. Багалея История города Харькова за 250 лет его существования можно прочесть, что в 1898 г. в городе имелось большое количество домов, которые как бы умышленно построены против общепринятых законов общежития, гигиены и медицины. И далее…нужно быть круглым невеждой в искусстве зодчества и грубым эгоистом, чтобы решиться построить такое жилье для человека и брать за него деньги.

Однако деньги брались и довольно большие.

Люди малоимущие не могли строить дома в центральных частях города, а часто и вообще в его пределах и заселяли окраины и пригороды.

За 1897-1917 гг. население Харькова выросло на 85 процентов, а число жителей в пригородах — на 300 процентов. Возникает много рабочих поселков — Покотиловка, Липовая Роща, Карачевка и др. В поселках застройка велась еще более хаотично и главным строительным материалом служило дерево. Правда, кое-какие попытки планировки и благоустройства время от времени предпринимались, но это касалось в основном городского центра и существенных изменений в общий облик Харькова не вносило, так как им противостояла мощная сила частного капитала.

Купцы, промышленники и дворяне интересовались архитектурой и благоустройством в лучшем случае в пределах собственных домовладений.

Первый проект планировки Харькова был утвержден еще в 1768 г., но он так и не был осуществлен.

Больше повезло Положению об устройстве города Харькова, изданному в 1837 г.