Протяженность основных магистралей

Вокруг Харькова зазеленеет лесопарковый пояс шириною в 10-20 км. Он будет постоянным источником чистого воздуха, ветрозащитным и планировочным барьером города. В нем расположатся места повседневного отдыха харьковчан, хорошо связанные транспортом с городом. В районе Коробовых хуторов, Змиева, на Печенежском водохранилище и в других живописных местах, имеющих водное зеркало, намечается создание системы пансионатов и кратковременных мест отдыха. Коренным изменениям подверглась в генеральном плане система магистралей, имеющая в Харькове ярко выраженный радиальный характер.

Исторически сложилось так, что все основные магистрали города направлены с различных направлений в сторону центра города и пересекаются в районе наших главных площадей — Пролетарской, Розы Люксембург и Тевелева. При такой системе все виды существующего городского транспорта встречаются в одном месте, в результате чего скорость резко уменьшается, а в часы пик образуются транспортные пробки. При такой системе магистралей отсутствуют прямые связи между отдельными районами города, дороги, связывающие их, также проходят через центр.

По новому генеральному плану будет создана принципиально новая система магистралей.

Учитывая значительную протяженность основных магистралей, архитектурные композиции их решались в увязке с природным окружением и существующей застройкой отдельных районов, через которые они проходят.

Объединяющим фактором в этих случаях является масштаб застройки, а также определенное нарастание архитектурной силы по мере приближения к главным композиционным акцентам. Важным является вопрос застройки центра Харькова, определяющего лицо города. Архитекторы В. Л. Антонов, Л. М. Тюльпа и А. Д. Зайковская разработали эскизные предложения по реконструкции центра.

Авторы стремились, исходя из конкретных условий, создать современный, удобный архитектурно-планировочный комплекс, который обладал бы неповторимостью и эстетической выразительностью.