Социалистический Харьков

Легкий синеватый дымок выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания — коварный враг человека. Естественная ультрафиолетовая радиация в городе ослабляется задымлением воздуха нередко на 50 — 60 процентов.

Все это объясняет, почему современная градостроительная наука придает транспортным вопросам такое большое значение. Социалистический Харьков разрастается не только вверх, но и вширь — навстречу зеленым и водным просторам прилегающих к нему лесов и парков — неиссякаемому резервуару чистого, целебного воздуха.

Одним из решающих критериев выбора территории под застройку в генеральном плане города был показатель средней величины затрат времени на перемещение к местам труда, центру и культурно-бытовым учреждениям. Расчеты, произведенные для Харькова, показывают, что уменьшение средней дальности поездки пассажиров за счет целесообразного их расселения только на 500 м дает экономию от эксплуатационных затрат на городском транспорте в размере около 1,5 млн. руб. в год. Поэтому в генеральном плане города много внимания уделяется разработке рациональной схемы транспортных линий, выбору видов транспорта и современной организации его движения. Основная доля пассажирских перевозок (около 80%) будет осуществляться массовым электрическим транспортом.

До 1882 г. по улицам города ходили кареты и извозчики, которые сменила конка. Построенная Бельгийским акционерным обществом, она соединяла улицы Свердлова (Екатеринославскую) с Южным вокзалом, шла по улице Сумской до сада Шевченко, по улице Октябрьской революции (Москалевской) до Заиковской, по Московскому проспекту до площади Восстания и от нее до Конного депо. Первая узкоколейная трамвайная линия была проложена в 1906 г. по улице Плехановской (бывшей Петинской); вторая — три года спустя — по улицам Котлова и Клочковской, в 1910 г.- по улице Пушкинской, в 1911 г. — по улице Грековской, в 1912 г.- по улице Муранова (Кладбищенская) и в 1916 г.- по улице Плехановской до завода имени Малышева (ХПЗ).