Современная градостроительная наука

Харьков как единую, монолитную массу, особенно если учитывать, что занимаемая им площадь громадна — около 28 тысяч га, а расстояние между крайними точками исчисляется десятками километров. Современная градостроительная наука в таких случаях рекомендует сохранять определенную автономность отдельных планировочных образований, связав их между собой и с центральным районом города надежной сетью современных магистралей. Более того, в подобных образованиях рекомендуется, по возможности, сбалансировать количество жителей и необходимых для них мест приложения труда.

В этом случае исключаются поездки в другие, отдаленные районы города. Это облегчает условия работы городского транспорта, уменьшает затраты времени и улучшает условия жизни населения.

Конечно, абсолютного баланса между расселением и местами приложения труда достичь трудно, но многочисленных межрайонных поездок можно избежать.

В Харькове намечается создать семь комплексных планировочных районов с населением от 120 до 130 тысяч человек в каждом. Далеко не в каждом районе удается получить нужный баланс между объемом жилья и количеством мест приложения труда.

Например, в центральном районе, несмотря на перевод отсюда многих учреждений и промышленных объектов и размещение на реконструируемых территориях только жилых многоэтажных домов, и впредь будет ощущаться относительный дефицит жилья и избыток мест приложения труда. А на Салтовском массиве предстоит обратное: намечаемое перемещение в этот район ряда научно-исследовательских и учебных институтов и возможное размещение местной промышленности, все же не обеспечит необходимого количества мест приложения труда.

Населению этого района в основном придется работать на предприятиях, расположенных в восточной и центральной частях города.