Здания центрального района

Центр нашего города располагается на возвышенности между реками Харьков и Лопань, состоит из площадей Пролетарской, Розы Люксембург, Тевелева и примыкающих к ним улиц — Сумской (главная улица города), Свердлова, Клочковской, Пушкинской, Московского проспекта. Застройка здесь в основном дореволюционная: жилые дома с различными учреждениями обслуживания на первых этажах. Исключение составляет здание Центрального универмага, Горисполкома и некоторых институтов, расположенных в специальных зданиях.

Здания центрального района различны по этажности и очень изношены.

Здесь чрезвычайно высока плотность застройки. Так, например, в районе Сумской улицы процент застройки отдельных кварталов достигает 60-75%. Поэтому дворы тесны и полностью лишены зелени. Примыкающие улицы, ставшие общегородскими магистралями, в центре сильно заужены и не могут пропустить все возрастающие транспортные потоки.

В связи с тем что почти все основные магистрали пересекаются на центральных площадях, а концентрация учреждений привлекает в центр много людей, пути транспорта и пешеходов многократно пересекаются и центр становится небезопасным. Поэтому, прежде всего, нужно решить проблему организации транспорта и пешеходного движения.

Учитывая большие размеры центра, необходимого крупному городу, полностью вывести транспорт из центрального района оказалось невозможным Поэтому предложено транзитное движение восток-запад пропустить по южной границе центра и частично под ним. Намечается пробивка новой магистрали к проспекту Гагарина, сооружение туннеля между Театральным и Бурсацким спусками, а в дальнейшем под площадью Дзержинского с выходом на спуск Пассионарии.

Основное движение север-юг будет проходить по улицам Клочковской, Энгельса с выходом на улицу Плехановскую. Реализовать эти предложения сложно, так как на инженерные сооружения и снос большой части капитальной застройки, особенно в районе улицы Иванова, требуются большие затраты. Однако и преимущества такого решения очевидны: транзитное движение почти полностью выводится из центра, причем появляется возможность организации пешеходной улицы (Рымарской).