Железнодорожный узел

В Харькове развернулись дорожные работы — замощение и асфальтирование улиц и площадей. До революции в городе асфальтированных улиц не было вообще; в 1941 г. насчитывалось уже 2075 тыс. кв. м. Общая площадь замощенных улиц и площадей в 1941 г. составляла 2368 тыс. кв. м. В годы фашистской оккупации Харьков подвергся варварскому разрушению. Были уничтожены промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, значительная часть зданий административного и культурного назначения, почти 50 процентов жилых домов. Особенно пострадал Харьковский железнодорожный узел — один из крупнейших в стране.

Были разграблены и превращены в развалины школы, вузы, научно-исследовательские институты, театры, музеи, массовые библиотеки, учреждения здравоохранения, сотни клубов и другие культурно-бытовые учреждения. Как только Харьков был освобожден от гитлеровских захватчиков, трудящиеся, еще задолго до полной победы Советской Армии над фашистской Германией, приступили к восстановлению промышленности, транспорта, городского хозяйства и культурно-просветительных учреждений.

Еще шли сражения на фронтах и Советское правительство не могло выделить для восстановления жилищно-коммунального хозяйства необходимого количества материалов. Поэтому советские люди поднимали из руин свои города и села, используя металл, дерево, кровлю, строительные материалы, оставшиеся от разрушенных зданий и сооружений. Часто для жилья, школ, больниц, приходилось приспосабливать здания совершенно иного назначения.

Во время Отечественной войны в Харькове создаются добровольческие строительные отряды для восстановления жилых зданий.

Трудящиеся города ежедневно во внеурочное время работали над восстановлением родного города.

1300 добровольческих строительных бригад отработали более 10 миллионов часов.