Схема перепланировки

Реальные возможности для создания генерального плана нашего города, увязанного с развитием области, республики, страны, появились только после Октябрьской революции. В 1925 г. городской отдел коммунального хозяйства начал разработку схем перепланировки Харькова. Это была первая работа, ставившая цель наметить плановое развитие нашего города с учетом размещения важнейших учреждений, решения проблем транспорта и т. д. Схема перепланировки разрабатывалась без технико-экономических обоснований, поэтому она в какой-то степени решала лишь ближайшие задачи развития города.

Здесь предусматривалось строительство новой крупнейшей площади имени Дзержинского, а также решался вопрос о благоустройстве харьковских рек. В 1930 г. была закончена вторая схема перепланировки города, подготовленная под руководством инженера А. А. Мейна. Проектирование велось в специальном планировочном бюро, организованном при Харьковском горисполкоме.

Проект намечал рассредоточение города.

Размещение новых промышленных площадок с соответствующим количеством жилья предполагалось на расстоянии 20- 30 км от города. Имелось в виду связать эти площадки с центром при помощи автотрасс и Харьковской электрифицированной дороги (ХЭД). Недостатком проекта было то, что город обрекался на сохранение существующих размеров и исторически сложившейся радиальной системы магистральных улиц.

Помимо этого, проект был недостаточно реален из-за ограниченных экономических и технических возможностей того времени.

В 1930 г. в Харькове создается один из первых Государственный институт проектирования городов (Гипроград). В 1931 г. институту было поручено составить схемы планировки и разработку генерального плана. Работа над проектом длилась три года.